В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы»

10-04-2003 00:45

eho_mosk2

В гостях: Анна Плисецкая


К. ЛАРИНА – Сегодня будем говорить о балете и о жизни. В гостях у нас Анна Плисецкая, у меня последний свеженький номер “Собеседника”. Здесь опубликовано интервью с Анной Плисецкой, я для наших слушателей прочту такой врез, как представляют нашу сегодняшнюю гостью: “Анна Плисецкая успела побывать солисткой Мариинского театра, некоторое время танцевала в труппе всемирно известного балетмейстера Мориса Бежара, свои навыки балета она даже немного показала в фильме “Мэри Поппинс, до свидания”, где сыграла одну из главных героинь – девочку Джейн.

Аня, здравствуйте. И Аня как вы понимаете, не просто так приехала сюда, она должна же нам показать, на что она способна и вы сможете это увидеть, я прямо сразу начинаю с информационного повода, 11 июня в концертном зале “Россия”. Но балерину Анну Плисецкую мы там не увидим.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Нет, я как организатор такой огромной акции, которая называется “Весь мир”. Эта идея мне пришла давно в голову, но очень сложно было найти подходящую дату для проведения такого рода концерта, поскольку зал “Россия”, конечно, очень загруженный зал и он сейчас такой более попсовый. Здесь я решила показать самое лучшее, что есть в области классики, модерна, оперы, вокала, поэтому я составила программу…

К. ЛАРИНА – То есть сборник такой.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Я составила программу из нескольких блоков, и каждый из блоков представляет определенное имя, которое сыграло определенную роль в истории данного направления. Скажем, Станислав Григорьевич Попов, который был пионером в области бальных танцев, которому было очень тяжело в советское время найти свой путь, он великолепно ведет свои программы и он представляет блок бальных танцев.

К. ЛАРИНА – Сам будет танцевать?

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Нет, будет показан видеокусок, он ведет эту программу и будет пара, которая танцует. Для них это тоже необычно, потому что они привыкли танцевать на паркете, а здесь на сцене. Я буду с ним вместе вести эту программу, не знаю, как у меня это получится. Все-таки я представляла всегда другой жанр.

К. ЛАРИНА – Молчаливый.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Да, жанр жестов и движения. И также будет участвовать школа Галины Вишневской, в которой тоже в свою очередь тяжело дался этот путь, они находились в Новокосино и работали очень напряженно. Галина Вишневская дала им свое имя, им стало немножко легче.

К. ЛАРИНА – То есть это не тот Центр, который она построила, которым она руководит?

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Да…  И принимает участие Любовь Казарновская, которая тоже в блоке оперы. Николай Басков будет завершать этот концерт как уже звезда, он один из немногих на эстраде, кто имеет хорошие голосовые данные, какой-то базис настоящий, поэтому в нашем мире он классик, который раскручен в шоу-бизнесе.

К. ЛАРИНА – Сомнительная, конечно, репутация.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Мне кажется, он очень симпатичен.

К. ЛАРИНА – У него есть свой круг, со мной на Баскове лучше не останавливаться. Будет выступать Басков, все.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Также будет Академия Натальи Нестеровой, где моя мама директор, Марианна Седова, она очень талантливый хореограф, поставила номер “Редкие птицы”. Также будет блок мюзиклов, сначала его открывает Максим Дунаевский, затем будут показаны кадры из “Мэри Поппинс…” и будет Класс-Центра Сергея и Максима Казарновских.

К. ЛАРИНА – Но в кадрах с “Мэри Поппинс…” мы хотя бы увидим вас в действии? Сколько вам там было лет, Ань?

А. ПЛИСЕЦКАЯ – 11 или 12.

К. ЛАРИНА – Вы не изменились.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Спасибо, стараюсь.

К. ЛАРИНА – Размер тот же во всяком случае.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Максим Дунаевский, “Ветер перемен” исполняет ансамбль “Непоседы”, это очень хороший детский ансамбль. На этом блок мюзиклов заканчивается и у меня еще 3 национальных блока. Все-таки это День независимости и если я возьму все национальности, то это просто нереально, тогда надо на 10 часов делать концерт. Поэтому в связи с такой злободневностью вопроса и в то же время я не хочу никакой политики, я взяла 3 блока. Это русский блок, чеченский блок и еврейский блок. Еврейский коллектив “Симха”, потрясающий, которые поют и танцуют, и все что угодно делают, очень красивый коллектив, они приезжают специально из Минска. Я нашла деньги, чтобы оплатить им дорогу, поскольку у них нет сейчас спонсоров.  Русский блок я сделала такой двойной, там тоже русский номер, но на современную музыку Валерия Гаврилина, со скамейкой. И Пелагея будет.

К. ЛАРИНА – Пелагея певица?

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Есть такая.

К. ЛАРИНА – Замечательная.

А. ПЛИСЕЦКАЯ -  Юлия Началова тоже исполняет одну из песен, у нее тоже хороший голос. Кто там еще будет из эстрады – группа “Любовные истории”  – три девочки, попсовая группа,  и само название мне кажется, удачно выбрано.  И так же блок цирка. Цирк на Цветном бульваре представляет акробатический номер на колосниках.

К. ЛАРИНА – Это финал-апофеоз.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Сергей Акимов победил в конкурсе в Монте-Карло. Вот, пожалуй, все, и финал все вместе, сзади будут стоять и чеченский коллектив, и еврейский, и русский и все звезды будут поздравлять всех с днем России, с Днем независимости.

К. ЛАРИНА – Почему так подробно вам так все рассказываем, уважаемые друзья, не просто так, а потому что у меня есть 5 пар билетов на этот потрясающий концерт, все самое лучшее из всех направлений эстрады, шоу-бизнеса, искусства. Хотя рок-музыки не хватает.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Я рассчитывала уже…

К. ЛАРИНА – Часов на 5, наверное.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Чтобы это был нон-стоп, без пауз, чтобы было ярко, красочно, без провалов. Бывает спектакль, когда идет накал, накал, а потом сдувается. Да, я, кстати, самое главное забыла, что принимают участие солисты ансамбля “Виртуозы Москвы”.

К. ЛАРИНА – Спивакова.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Конечно, 6 человек, которые в самом начале были у истоков. Потрясающая музыка. Они играют 3 произведения и после них сразу играют стипендиаты фонда Спивакова. То есть это такое поколение поколений, передача эстафеты молодым.

НОВОСТИ

eho_mosk3

К. ЛАРИНА – Мы объявили прием заявок на концерт “Весь мир”, который состоится 11 июня, наш пейджер переполнен заявками, поэтому мы, посовещавшись, решили увеличить количество билетов ровно вдвое. Во имя чего вы это устраиваете?

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Правильно сказал Стас Попов, на пресс-конференции, кстати, там присутствовал и Станислав Попов, и Ковалевский, директор Спивакова и Сергей Александрович Усанов, это все мои друзья, сильные люди, которые меня поддержали в этой акции. И я сама себе просто не отдавала отчет ради чего действительно. И он правильно сформулировал мои же собственные мысли. Просто это какое-то веление души, а я со своим максимализмом люблю хороший уровень во всем. Если кто-то не соответствуют этому уровню, можно, конечно, под вечер кого-то послушать или просто провести время, но мне хочется, чтобы в концертном зале “Россия”, в котором я выросла, там первое мое выступление было, когда мне было лет 10, чтобы там было все самое лучшее. Это сложный концерт, потому что в оркестре нужно подзвучивать, каждый инструмент отдельно.

К. ЛАРИНА – Это благотворительная акция?

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Да, “Гидеон Рихтер”, компания, с которой я договорилась, у меня с ними контракт, и когда у меня какие-то выступления, я всегда их рекламирую, говорю – спасибо большое за то, что они дают детям лекарства, благотворительная помощь.

К. ЛАРИНА – Проследить невозможно.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Ни проследить реально, ни я не могу проследить, потому что мне некогда, если я буду всем заниматься, даже трех часов в сутки не хватит на сон. И они просто адресно будут давать медикаменты детям, потому что я увидела, что творится в больницах, я человек впечатлительный и действительно без какой-то пилюльки ребенок может либо жить, либо не жить. А купить он ее не может. И они дают эти лекарства им.

К.ЛАРИНА – Давайте поговорим про вашу жизнь. Значит ли это, что вы бросили выступать, что вас больше на сцене никто никогда не увидит? То есть в кино больше хочется работать?

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Я люблю кино, я очень любила работать с Квинихидзе, потому что он снимает очень быстро, профессионально и сейчас он тоже ничего не снимает, потому что он работает как театральный режиссер. То поколение режиссеров уже не может найти финансирование на свои фильмы, и уже пошла вперед техника, они не могут угнаться за этим. То есть это все равно, что снять программу у нас в России телевизионную и предложить ее, скажем, “Раи Уно” или Первому каналу французскому, они не возьмут, потому что они скажут, что у нас другие параметры. Также и с кино…

К. ЛАРИНА – Впереди человека.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Да, и надо тогда снимать российское кино, чтобы иметь свое лицо, показывать то, на что способен русский человек, который талантлив, который от природы одарен, и уже жать на эту педаль. А гнаться за техникой, получится, что у нас теперь и не то, и не то. Что касается балета, то же самое, когда мы были впереди планеты всей… Но сейчас Мариинский театр, они молодцы, они делают очень хорошие современные постановки, они могут все, потому что у них пришло молодое поколение…

К. ЛАРИНА – Что вы для себя нашли в балете?

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Всегда  нужен был мне свой хореограф.

К. ЛАРИНА – Вы нашли такого человека?

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Я считаю, что работа с Ратманским для меня было то, что нужно и из старого поколения это Касьян Голейзовский. То есть это база классическая, но ты можешь выразить свою индивидуальность в ней. А у нас почему-то многие хотят танцевать чистую классику, не у всех это хорошо получается. И она не дает какого-то самовыражения в искусстве, а для чего тогда, у нас век очень короток, надо сделать максимум, чтобы выразиться.

К. ЛАРИНА – А этот процесс, который сейчас стал заметнее и заметнее, сращивание шоу-бизнеса и элитарными прежде видами искусства. Мы с вами вспомнили Баскова, который будет у вас выступать, и вы сами его так определили как классического певца, раскрученного в шоу-бизнесе. Извините меня, сейчас приезжал Лучано Паваротти, тоже очень много эстрады в его жизни. И вообще этот выход на массы, эта тройка теноров лучших в мире, когда они вышли на стадионы то очень многие это восприняли как предательство интересов оперы, потому что опера – это что-то недосягаемое. То же самое в балете, у нас уже клипы Волочкова снимает, балетный клип. Насколько процесс полезен или не полезен для балета, вообще для классического вида искусства?

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Мы можем это сказать, наверное, лет через пять. Вообще российское общество очень новое. Взяли страну и поменяли.Это новая страна, которая ищет и в искусстве людей ищет, и в политике. Идет какой-то поиск чего-то.Мне кажется, что лет через пять можно будет сказать, правильно ли мы идем.

К. ЛАРИНА – Но это же все прошли. Ведь с электрической скрипкой Ванесса Мэй давно выступает. А мы сейчас только для себя это открываем, что оказывается и так можно. Скажите, Аня, а современную русскую культуру на Западе знают, воспринимают или нет? Или они старыми стереотипами, Пушкин, Достоевский, водка. Горбачев.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Мне кажется, это индивидуальная вещь каждого человека. Если он интересуется культурой, в России многие интересуются буддизмом, скажем, а, может быть, кто-то в Европе интересуется русской культурой. Либо он интересуется, либо нет. Если он не интересуется, конечно, он говорит – матрешка, водка, Горбачев. Если он интересуется, он знает, что это великая культура, глубокая культура.. Что касается Австрии, конечно, это великие композиторы. Мне всегда смешно, если я вижу – Лист, Бетховен, все композиторы звезды, которые сделаны в мостовой и тут же прихожу к “России” и вижу там звезды. Это действительно немножко странно. Такое переболевшее общество, которое это делает. Я не категорична в суждениях, надо посмотреть, что будет через 5 лет.  Но с другой стороны я смотрю на балерин, которые замученные с рюкзаками выходят, получили свои 200 долларов в месяц, отработали 25 спектаклей в кордебалете по 3 часа в день и несчастные, замученные входят из театра, садятся в метро. Ну, несоответствие. Или в шоу-бизнесе, когда они делают этот чес по стране, зарабатывают хорошие деньги, им хватает, чтобы купить себе что-то необходимое для жизненного минимума.

Можно так, но я не такой человек и я считаю, что можно провести маркетинговые исследования рынка, понять, что народу нужно… Грубо говоря, это супермаркет, в который ты входишь чтобы купить кефир, а в результате уходишь с огромной сумкой продуктов. Один человек любит эстраду, другой оперу. Посмотрим, что кому нравится.

К. ЛАРИНА – А народ прав всегда в этом смысле во вкусовом своем понимании?

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Народ всегда прав. Если ты живешь в этом обществе, оно больно, не больно, оно развивается, конечно, когда “Ласковый май” делает новый виток в своем развитии и собирает стадионы, я не пойду на их концерт. Но если стадионы собирают, значит, есть определенный круг публики, он большой, которым это нравится. Я уже говорила, что я считаю, что это великая культура, талантливая нация, но сейчас не развивается никак. То, что вы сказали, это абсолютная правда. Если будет такая коммерциализация искусства, оно не будет истинным и достойным. Но с другой стороны, а как выжить театрам?

К. ЛАРИНА – Вам нравится заниматься организационной работой ?

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Да, скорее я занимаюсь этим как творческий человек, который собирает некую картину по кусочкам. То, что я увижу свой результат, он не будет 100-процентно, естественно, меня удовлетворять, я буду над ним работать дальше.

К. ЛАРИНА – Надо тогда фестиваль делать. Это же одна акция.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Я думаю, что я буду делать серию таких акций, они будут видоизменяться, и они будут таковыми, скажем так. Потому что я всю жизнь занималась тем, что я фанатично работала в зале, над своими ролями, над своим телом, все время занималась, но я была исполнителем, но иногда соавтором. Скажем, с Алексеем Ратманским мы поставили “Взбитые сливки” на музыку Рихарда Штраусса, это уже было давно, но я испытала удовольствие от работы с ним, потому что это было соавторство. И что касается ближайшего будущего, да, я в поиске, я считаю себя разносторонним человеком, который постоянно что-то ищет и постоянно создает что-то новое, развивает свои собственные идеи. Посмотрим, что будет дальше. Пожалуй, это ответ на ваш вопрос.

К. ЛАРИНА – Ваша семья… У вас там клан целый, семьей трудно назвать.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Был бы кланом, если бы все любили друг друга и дружили, это была бы сила, а когда все не любят друг друга, это разрозненный клан, это уже не клан.

К. ЛАРИНА – Вы сейчас, где живете в основном?

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Я все время езжу.

К. ЛАРИНА – Понятие дома существует?

А. ПЛИСЕЦКАЯ – У меня есть квартира в Москве, я не живу в отеле, я не знаю, что они там написали. Я в отеле “Мариотт” жила всего 2 недели, когда у меня был сложный проект, а там все готовое, и сервис хороший, поэтому мне просто было некогда жить дома, потому что дом превратился бы в большой бардак. Поэтому я там какое-то время жила.

К. ЛАРИНА – Мне жалко, что в танце мы вас не увидим. Такой темпераментный человек, такой яркий, вам бы еще плясать и плясать, зажигать, выражаясь модным языком.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Вот именно, что я хочу найти свой стиль, я суеверный человек только в одном – не рассказывать о творческих планах, потому что энергия уходит и можно не сделать, можно проболтать это и все. Но я скажу кратко, что я ищу какой-то синтез вокально-хореографический для себя. Вообще с балетом я не хотела бы… Я просто очень устала от гастрольной жизни 10-летней чемоданной, и мне захотелось, чтобы я работала на какой-то базе, и Большой театр скажем так, меня не принял. То есть можно было бы там работать, но, понимая, что тебя там видеть не хотят. А там никого не хотят видеть. И мне это тоже было дискомфортно ни с финансовой, ни то, что когда мне сказали, что вы хотите использовать имя Большого театра, я думаю – кому оно сейчас уже нужно в нашем современном мире.

К. ЛАРИНА – Да еще и когда человека по фамилии Плисецкая обвиняют, что хочет использовать имя Большого театра.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Единственное, что может быть, я допустила ошибку, а может…

К. ЛАРИНА – У нас уже завершается эфир. Обладателю такого брэнда жить с такой фамилией, наверное, сложновато, хотя я понимаю, что вы уже привыкли.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Нет, нормально. Просто такая ситуация, что в Большом театре был большой не то что скандал, я хотела там работать, но я пришла туда уставшей от гастрольной жизни. А что приходить туда не уставшей, потому что одну-две партии станцевать в год и иметь базу, чтобы заниматься, я так и посчитала, что это действительно правильно. А они почему-то решили, что я должна была без своего творческого опыта придти сразу после школы. Но поскольку там добрых людей нет и в помине, я думаю, что может быть все и к лучшему сложилось.

К. ЛАРИНА – К лучшему точно, поэтому я напомню еще раз, что концерт “Весь мир”, который собирала, как вы поняли Аня Плисецкая, сможете посетить 11 июня в концертном зале “Россия”. Начало в 19 часов. Я Ане желаю ни пуха.

А. ПЛИСЕЦКАЯ – Спасибо огромное, постараюсь провести эту акцию как можно лучше, вам спасибо за эфир и желаю всем радиослушателям счастья, любви и комфорта внутреннего.

gedeon-11

Пресса о Фонде

fondzastavka1

«Весь мир» в зале «Россия»


P. S.

На самом деле был собран Худсовет, который решил, что в Большом надо танцевать не так:


(Анна Плисецкая.  Цыганский в постановке Голейзовского)
а вот так:

Цыганский – ГАБТ – разные исполнители


Anna Plisetskaya in «Polovestian dances» by Goleyzovsky


(Половецкие Анна и  разные исполнители ГАБТ)


Государственный Центральный Концертный Зал «РОССИЯ»


Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова

Spivakov_Fond

Академия Балета при  НГУ  Натальи Нестеровой

Nesterova

Оркестр Эдуарда Грача

Grach_Orcestre

Школа оперного пения Галины Вишневской

Vishnevskaya_School

Ансамбль «Симха»

SIMHKA

Цирк на Цветном бульваре

Circus
Gedeon Rihter

gedeon-11