Александр Плисецкий

23-03-2009 11:45

aleksandr-plisetsky_sait1

ALEKSANDR PLISETSKY (20 октября 1931 – 1985)


Плисецкий Александр Михайлович

Родился 20 октября 1931 года в Москве
В 1949 году окончил Московское хореографическое училище
С 1949 по 1971 солист балет ГАБТа. Исполнял множество классических и характерных партий.
В 1965 – 68 годах педагог Московского Хореографического училища.
Начиная с 1972 года,  работал по приглашению в качестве балетмейстера – постановщика  в Киеве, Одессе, Харькове, Уфе, Казани, Свердловске, где осуществил постановку балета Бизе-Щедрина «Кармен».
В  1973 году осуществил постановку этого балета в Финской национальной опере.
В 1974-76 годах был преподавателем классического танца в хореографическом училище и труппе Перуанского университета Сан Маркос, город Лима, где поставил несколько концертных программ.
В 1976-78 годах педагог-репетитор балетной труппы и Академии танца театра «Колон» в Буэнос-Айресе, где осуществил постановку “Karmen”, “Grand pas classique” из балета «Раймонда» на музыку Глазунова, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Гуно,  а так же танцев в операх «Турандот» и «Две вдовы» Сметаны.
В сезоне 1979-80  годов педагог и балетмейстер в Финской национальной опере, где возобновил постановку балета «Кармен»
С 1981 по 1985 годы балетмейстер-постановщик в тбилисском театре имени Палиашвили, где совместно с балетмейстером Михаилов Лавровским поставил балеты «Порги и Бес» Гершвина, «Ромео и Джульетта» Прокофьева.
Добился разрешения на постановку балета Жоржа Баланчина на музыку «Серенады для струнного оркестра»  Чайковского.  В этот момент Георгий Баланчивадзе скончался, и нужно было заново получать разрешение на постановку, но уже от пяти балерин, распоряжающихся наследством хореографа.  Наконец, балет прошёл с грандиозным успехом на сцене зала «Россия» в ноябре 1984 года.  Это была первая постановка на советского хореографа и уникальная по воссозданию стиля Баланчина.
Женат. Имеет дочь.
Александр Плисецкий умер в октябре 1985 года в возрасте 54 лет в Москве во время операции на сердце.

Начал преподавательскую и постановочную деятельность

Отмечен как великолепный педагог, добрый, солнечный и одновременно требовательный. Его постановки всегда были успешными. Поэтому его приглашали во все труппы мира и очень любили.
В Перу писали, что театр заново родился. Награжден почетной грамотой за успехи в искусстве послом СССР в Аргентине (С. Дюкарев) В Тбилиси работал и дружил с Михаилом Лавровским, Теймуразом Мурванидзе и Гоги Алексидзе. Награжден почетной грамотой.  Добился разрешения впервые осуществить постановку балета Джоржа Баланчина «Серенада для струнного оркестра». Самая первая постановка Баланчина в СССР была осуществлена в 1984 году Тбилисским театром оперы и балета, благодаря содействию Александра Плисецкого. Поставили спектакли «Порги и Бесс», «Кармен-сюита».
30 июля 1970 Australian Ballet company

“Carmen” Bijet-Stsedrin-Alonso ALEXANDER PLISETSKI – harjoittaia
8 февраля 1981 Душанбе Таджикистан года Балетмейстер-постановщик Ал. Плисецкий (в роли Кармен М. Сабирова)
21 сентября 1983 года «Кармен-сюита» Балетмейстер-постановщик Ал. Плисецкий (с Мариной Алексидзе в роли Кармен)
Программа Тбилисский Государственный ордена Ленина Академический театр оперы и балета имени З. Палиашвили. «Кармен-сюита» Балетмейстер-постановщик Ал. Плисецкий (с Макой Махарадзе в роли Кармен)
12 января 1984. Программа балетный дивертисмент. П.И. Чайковский. «Серенада для струнного оркестра» Хореография Джоржа Баланчина. Постановка осуществлена под руководством Александра Плисецкого. Тбилисский Государственный ордена Ленина Академический театр оперы и балета имени З. Палиашвили.
«… Вероятно «Серенада» может стать началом чего-то большого и серьезного в грузинском балете… Александр Плисецкий возвратил балет к его исходным позициям , попросту «оживил» его, вернул ему подлинную жизнь , духовность, действенное, «сиюминутное» начало, словом все то, что составляет природу и суть театра…. Оживляя видеопленку, Плисецкий требовал от исполнителей не механического, формального восстановления танца, а внутреннего актерского преображения, одухотворения. Кропотливой и напряженной была работа Плисецкого. Здесь непременной необходимостью стали не только упорство, сознание взятой на себя ответственности, но и глубокое понимание сути хореографических принципов баланчиновской школы, его особого стиля… В искусстве, как и в жизни, ничего не происходит «само собой». Только упорная, кропотливая, самоотверженная работа балетмейстера Александра Плисецкого и его ассистента М. Годердзишвили, всей балетной труппы театра обеспечили успех спектаклю и породили надежды на возможность восхождения грузинского балета… Удивляет и слаженность труппы… «Вместе с музыкой», а не «под музыку»! Вот в чем секрет! Будем надеяться, что «Серенада» , с ее подлинной музыкально – танцевальной культурой поможет грузинскому балету обрести пути для своего восхождения к вершинам мастерства».
30 января 1984 года. Этери Гугушвили. Газета «Вечерний Тбилиси»
Заслуженный успех
«… Мастерство московского балетмейстера Александра Плисецкого, под руководством которого создавалась грузинская версия «Серенады», участие в ней замечательной балерины Ирины Джандиери, великолепное музыкальное руководство дирижера Джансуга Кахидзе, яркий талант Михаила Лавровского – это и есть синтез трех компонентов спектакля, приведший его к успеху… В минувшее воскресенье на премьере «Вечера балета» присутствовали Э.А.Шеварнадзе, Г.А.Андроникашвили, Г.Д.Габуния и зав отделом культуры ЦК КП Грузии Н.Ш.Джанберидзе.
ГрузИНФОРМ

Ожившая музыка Московские гастроли
«… Два из показанных на гастролях спектакля «Ромео и Джульетта» на музыку Прокофьева и «Порги и Бесс» на музыку Гершвина поставил М. Лавровский. «Серенада» Чайковского отмечена гением великого хореографа XX века Дж. Баланчина и знаменует творческое возвращение хореографа к себе на родину…. Этот спектакль… Александр Плисецкий перенес на сцену с такой любовью, тщательностью, пониманием, что он стал не меньшим событием гастролей…
В балете «Порги и Бес», в интересном образном решении художника Теймураза Мурванидзе, много находок и удачных сцен…»
«Правда» 1 декабря 1984 Н. Чернова – кандидат искусствоведения
«… Успех грузинского балета в Москве на сцене Большого театра и Центрального Концертного зала велик и очевиден… Одноактный балет на музыку «Серенады для струнного оркестра» Чайковского, вдохновенно исполненный оркестром во главе с главным дирижером театра Дж. Кахидзе, возобновлен скрупулезно и трепетно. Александр Плисецкий сумел добиться от кордебалета художественной дисциплины, которая совсем не исключает одухотворенности танца… Сам факт постановки «Серенады» на тбилисской сцене выглядит чудесным символом: Баланчин словно вернулся на Родину в оном из лучших своих творений…»
«Заря Востока» 25 ноября 1984. Елена Луцкая искусствовед
« … Третий балет, показанный в Москве грузинскими артистами, – балет «Серенада» (балетмейстер – репетитор Александр Плисецкий). В исполнении тбилисцев он порадовал свежестью и гармонией пластических красок. Каждый приезд балетной труппы в Москву радует интересными художественными впечатлениями …» «Советская культура»  17 ноября 1984  Г. Иноземцева
Tampere 19, 20, 21 1985  Finland Helsinki “Porgy ja Bess” ; “ Romeo ja Julia”
Алик организовал гастроли Тбилисскому театру в Финляндию, где он работал и где его ждали любившие его друзья.  И в Москву, где прошли гастроли на сцене концертного зала   «Россия».

На этом все…

Написано от руки Аликом Плисецким

Maya-Alia_Alik-1936jpg

Alik_Stage_Esp-Dancce

1975. Peru. Lima. Ballet San Marcos.  В Лиме Александр Плисецкий создал профессиональную балетную труппу. Работал очень много, и уже через год в театре можно было ставить балеты.

10- Alik-Avtograf-SM

12-Argentina_Theatre Colon-sm.

Australia_Pavlin

1973 – 1982.  Балет «Кармен-сюиту» Александр Плисецкий поставил более чем в 20 городах мира.
Фото и статьи:  Финляндия. Харьков.Тбилиси. Свердловск. Казань. Уфа. Душанбе. Одесса. Перу. Аргентина. Австралия.

CARMEN

Serenada

1984. «Серенада для струнного оркестра» – Балет Жоржа Баланчина.
Георгий Баланчивадзе эмигрировал в США, и его постановки были запрещены в СССР. Александр Плисецкий добился разрешения на постановку этого гениального балета. Таким образом – это события вошло в историю, как самое первое в истории страны с коммунистическим режимом, как открытие «железного занавеса» во времена «Перестройки».  Баланчин был счастлив, что «Серенада» будет поставлена на его Родине, в Тбилисском театре имени Палиашвили. Но, к сожалению, он не увидел этого события.  По его завещанию, права на балет передавались пяти балеринам из его труппы. И Александру Плисецкому пришлось заново вести переговоры о постановке, что в то время стоило больших нервных затрат.  Исполнить «Серенаду» так, как это сделали балерины грузинского балета, не удалось ни одной, даже самой чистой классической труппе в России. Плисецкий передал «душу» этого балета, стиль и атмосферу. Это Событие до сих пор незабываемо.